Иоганн Фридрих Шиллер
Иоганн Фридрих Шиллер (Johann Christoph Friedrich von Schiller) родился 10 ноября 1759 года, умер 9 мая 1805 года.
Немецкий поэт, драматург и теоретик искусства Просвещения.
Родился в семье полкового фельдшера, состоявшего на службе у вюртембергского герцога Карла Евгения. В 1773 по высочайшему приказу 14-летний Фридрих был направлен на обучение в только что созданную герцогом военно-медицинскую академию, а его отец вынужден был дать подписку, что Фридрих "совершенно отдается к услугам герцогского вюртембергского дома и не имеет права выйти из него без получения на то всемилостивейшего разрешения". В академии Шиллер изучает право и медицину, которые не вызывают у него интереса. В 1779 диссертация Шиллера отвергается руководством академии, и он вынужден остаться на второй год. Наконец, в конце 1780 Шиллер покидает стены академии и получает место полкового фельдшера в Штутгарте. Ранние драмы. Еще в академии Шиллер увлекся литературой и философией и, несмотря на запретыпреподавателей, штудирует Ф. Г. Клопштока, Альбрехта фон Галлера, И. В. Гете, писателей "Бури и натиска", Ж. Ж. Руссо. Под влиянием одного из своих наставников Шиллер становится членом тайного общество иллюминатов, предшественников немецких якобинцев. В 1776-77 гг. несколько шиллеровских стихотворений было опубликовано в "Швабском журнале". В этом же журнале за 1775 Шиллер находит и материал для своего первого значительного произведения: за основу пьесы "Разбойники" (1781) начинающий драматург берет новеллу Даниеля Шубарта "К истории человеческого сердца". Шиллер значительно обогатил схематический сюжет первоисточника, основанного на мотиве вражды двух братьев, который был весьма распространен среди писателей "Бури и натиска". В драме Шиллера виртуозно соединились шекспировская мощь в изображении характеров, правдоподобные картины немецкой повседневности, элементы библейского стиля (первоначально автор хотел озаглавить драму "Блудный сын"), личные переживания поэта: его сложные отношения с отцом. Шиллеру удалось уловить бунтарские вольнолюбивые настроения, царившие в обществе в первые годы после Великой французской революции и выразить их в образе Карла Моора. Первая постановка "Разбойников" в Мангейме в январе 1782 произвела фурор. Автора окрестили "немецким Шекспиром". Однако по возвращении в Штутгарт Шиллер был арестован и по приказу герцога посажен на гауптвахту. Летом 1782 драматург бежал из владений Карла Евгения, взяв с собой рукопись своего второго значительного драматического произведения — драмы "Заговор Фиеско в Генуе" (поставлена в 1783).
На несколько лет Шиллер обосновывается в Мангейме, где получает место заведующего литературной частью в "Национальном театре". В апреле 1784 на сцене этого театра состоялась премьера мещанской трагедии Шиллера "Коварство и любовь", которая имела огромный успех у публики.
В 1785 в виду финансовых затруднений Шиллер вынужден был оставить Мангейм. Он переезжает в Дрезден, где, не имея постоянного дома, живет у друзей. Несмотря на непростые условия, Шиллер активно работает: он пробует себя в прозаических жанрах (новеллы "Преступление из-за потерянной чести", 1786, "Игра судьбы", 1789, фрагмент романа "Духовидец", 1787), завершает "Философские письма", пишет "драматическую поэму" "Дон Карлос, инфант испанский" (1787). В произведениях дрезденского периода намечается отход Шиллера от прежней бунтарской идеологии. Теперь Шиллер считает, что для того, чтобы примирить идеал и жизнь, поэтический гений "должен стремиться к разрыву с областью действительного мира". Переворот в мировоззрении поэта происходит как вследствие разочарования в идеалах "Бури и натиска", так и в результате изучения кантовской философии и увлечения идеями франкмасонства. Драма "Дон Карлос", написанная на материале испанской истории, хорошо отражает этот перелом.
После "Дон Карлоса" Шиллер все больше погружается в изучение античности и кантовской философии. Если раньше ценность античности для поэта заключалась в определенных гражданских идеалах, то теперь античность становится важной для него в первую очередь как эстетический феномен. Подобно И. И. Винкельману и Гете, Шиллеру видится в античности "благородная простота и умиротворенное величие", обуздание "хаоса". Возродив форму античного искусства, можно приблизиться к утраченной навсегда гармонии безмятежного "детства человечества". Свои мысли о значении античности Шиллер выражает в двух программных стихотворениях: "Боги Греции" и "Художники" (оба — 1788).
Большие исторические драмы. В 1787 Шиллер переезжает в Веймар, где общается с философом И. Г. Гердером и и писателем К. М. Виландом. Он завершает историческое исследование на тему "История отпадения Нидерландов", которое начал еще во время работы над "Дон Карлосом". Вскоре по ходатайству Гете Шиллер получает кафедру профессора истории в Йенском университете. Здесь он читает курс лекций по истории Тридцатилетней войны (опубликован в 1793). В первой половине 1790-х гг. Шиллер не создает больших драматических произведений, зато появляется ряд его философских сочинений: "О трагическом в искусстве" (1792), "Письма об эстетическом воспитании человека", "О возвышенном" (оба — 1795) и т. д. Отталкиваясь от теории Канта об искусстве, как о связующем звене между царством природы и царством свободы, Шиллер создает свою теорию перехода от "естественного абсолютистского государства к буржуазному царству разума" с помощью эстетической культуры и нравственного перевоспитания человечества. К этим теоретическим трудам вплотную примыкает ряд стихотворений 1795-98 гг. ("Поэзия жизни", "Сила песнопения", "Раздел земли", "Идеал и жизнь") и баллад, написанных в тесном сотрудничестве с Гете (особенно в 1797, так называемый "балладный год"): "Перчатка", "Ивиковы журавли", "Поликратов перстень", "Геро и Леандр" и др. В последние годы жизни. Исторические и философские штудии дали Шиллеру обширный материал для дальнейшего творчества: с 1794 по 1799 он работает над трилогией "Валленштейн" ("Лагерь Валленштейна", 1798, "Пикколомини", "Смерть Валленштейна", обе — 1799), посвященной одному из полководцев Тридцатилетней войны (грандиозной постановкой драмы на сцене Веймарского придворного театра руководил Гете).
В "Валленштейне" драматург обращается к критическому, поворотному моменту истории, ибо, как считал Шиллер, лишь в такие моменты человек может свободно проявить себя как духовная личность, именно в кризисные времена чаще всего создается противоречие между свободой и необходимостью, между личностью и обществом, а разрешение конфликта между чувственными стремлениями и моральным долгом возможно лишь в гибели героя. На всех последующих драмах Шиллера лежит отпечаток подобной идеологии ("Мария Стюарт", "Орлеанская дева", обе — 1801, трагедия рока — "Мессинская невеста", 1803).
В драме "Вильгельм Телль" (1804), при создании которой драматург использовал швейцарскую легенду об искусном стрелке, Шиллер попытался показать не только развитие одного человека, но эволюцию целого народа от "наивного" к "идеальному"; драматическая коллизия заключается в том, что лишь путем преступления, швейцарцы могут избавиться от австрийского господства, но на это, по Шиллеру, они не имеют права, так как "народ может заниматься лишь "самозащитой", а не "самоосвобождением". В 1805 Шиллер начинает работу над драмой "Дмитрий", посвященной "смутному времени" русской истории, но она осталась незавершенной.