Граф Босуэлл: побег из Шотландии

в разделе
Бегство, преследование, заключение, последние годы жизни.

Джеймс Хэпберн, граф БосуэллДжеймс Хэпберн, граф Босуэлл

Джеймс Хэпберн, граф Босуэлл – шотландский дворянин, третий супруг Марии Стюарт и король Шотландии в период пяти месяцев 1567 года. Этот незаурядный человек сыграл важную роль в судьбе Королевы Шотландской. Граф Босуэлл был ближайшим советником Марии Стюарт, являлся крупным военачальником, имел звание Адмирала Шотландии. Однако в 1567 году, после таинственного убийства мужа Марии Стюарт - Генриха Стюарта, лорда Дарнли – Босуэлл был обвинен в организации преступления. Состоялось судебное разбирательство, по итогам которого граф был оправдан. 15 мая 1567 года Босуэлл женился на Марии Стюарт и стал королем Шотландии. Этот брак вызвал возмущение в стране, против королевской четы выступили могущественные шотландские дворяне. 15 июня 1567 года у Карберри Хилл маленькая армия Босуэла столкнулась с войсками повстанцев, и последние одержали победу. Мария Стюарт капитулировала, выдвинув условие, согласно которому граф Босуэлл получил временную свободу. Преследуемый врагами, Босуэлл был вынужден покинуть Шотландию.

Дальнейший жизненный путь графа известен лишь в общих чертах. В художественной и исторической литературе, посвященной Марии Стюарт, судьба Босуэлла подробно рассматривается только в тех точках, где она соприкасается с судьбою Королевы. Мария рассталась с графом после проигранного сражения, и более никогда не видела его. О жизни Босуэлла, которая последовала за этим расставанием, сложено немало вымыслов и легенд. Согласно одной из них, беглец сделался пиратом и грабил корабли в Норвежском море. Авантюрист, бывший незаконным королем и ставший грабителем, забыл свою Королеву, которой был обязан жизнью. Он предпочел скрыть свое прошлое, выдать себя за другую личность и не сделал ничего, чтобы спасти Марию из плена. Разбойная жизнь и сомнительные поступки привели авантюриста в тюрьму, где он закончил свои дни. Часто именно в таких тонах рисуется финал биографии Босуэлла. Однако следует отделить миф от реальности.

Как Босуэлл бежал из Шотландии? Кто преследовал его? Почему он решил бежать в Данию и Норвегию? Откуда появилась информация о пиратских приключениях графа? Выдавал ли он себя за другую личность? Пытался ли спасти Марию Стюарт? Об этом подробно рассказано в этой статье.

Побег Босуэлла начался после поражения Марии Стюарт в битве при Карберри-Хилл (15 июня 1567 года). Королева согласилась капитулировать при одном условии – чтобы Босуэлл получил временную свободу. Победившая сторона согласилась на это требование. Босуэлл не был схвачен немедленно, ему дали возможность уйти с поля битвы. Однако это не означало, что ему была гарантирована безопасность. Самые могущественные дворяне страны - Меррей, Мейтленд, Мортон, Дугласы – стремились уничтожить Босуэлла. Он был не только официальным подозреваемым, но опасным свидетелем, который знал детали убийства Генриха Стюарта, лорда Дарнли – убийства, в которое были вовлечены самые влиятельные персоны.

Покинув поле боя, граф Босуэлл устремился в принадлежавшую ему крепость Данбар. Данбарский замок был расположен на морском берегу и обеспечивал выход в море. В Данбаре граф снарядил два судна, на одном из которых 27 июня отплыл из крепости.

После отплытия из Данбара Босуэлл нашел кратковременное пристанище в расположенном на побережье городе Элгин, в замке Спини (Spynie Castle). Это были владения родственника графа – Патрика Хепберна, епископа Морея. После визита к епископу Босуэлл снова поднял парус и отплыл в Оркни.

Оркнейские и Шетлендские острова Босуэлл получил во владение по указу Марии Стюарт. В сложившейся ситуации Шетленд представлял для Босуэлла особый интерес. Шетлендские острова удалены от Шотландии, туда медленно доходила информация о событиях, развернувшихся в столице королевства. Острова предоставляли безопасную гавань для судов графа. Кроме того, Босуэлл был связан родственными узами (по линии матери) с королевским управляющим острова, Олафом Синклейром (Olaf Sinclair of Brew). Возможно, Босуэлл уже обдумывал план визита в Данию. Король Дании Фредерик II мог бы оказать помощь в спасении из плена Марии Стюарт. Босуэлл рассчитывал покинуть Шетлендские острова - точку разделения Норвежского и Северного моря - и кратким путем отправиться в Копенгаген.

Однако прежде, чем достичь Шетленда, граф направился к Оркнейским островам. В ходе рейса он заметил судно «Сент-Эндрюс» («St Andrews»), которое пережидало плохую погоду в проливе Кроматри (Cromarty Firth). Судно переправляло провизию для злейшего врага и главного преследователя графа - лорда Меррея. Узнав об этом, Босуэлл захватил корабль и, по словам его владельца Алана Уотсона (Alan Watson), «яростно и умело ограбил его, похитив товары и имущество».

Затем Босуэлл продолжил свой рейс и прибыл к Оркнейским островам, где ему оказал враждебный прием шериф Жильбер Балфур (Gilbert Balfour). Босуэлл оставался в Оркни в течение двух дней, а затем отплыл к Шетленду.

На Шетлендских островах Босуэлл высадился с отрядом, состоявшим приблизительно из 200 мужчин. В Самбурге он встретился с Гертом Хемелингом (Gerdt Hemelingk), торговцем из Бремена, чье судно под названием «Пеликан» («Pelikan») загружалось в ганзейском торговом центре - «Pool of Virkie».

Герт Хемелинг, в отличие от большинства ганзейских торговцев, бизнес которых был сезонным, имел возможность жить на Шетлендских островах в течение некоторого времени. Возможно, у него было постоянное место жительства в Самбурге. Корабль Хемелинга представлял собой сравнительно большое двухмачтовое судно, наиболее вероятно каравеллу, построенную в Бремене. Средняя грузоподъемность судов, которые использовали «hitlandfahrer» («Шетлендские путешественники») в середине 16-ого столетия, была равна 15-20 ластам (мера груза) - или 30-40 тоннам.

В августе 1567 года «Пеликан» загружался на Шетлендских островах, когда граф Босуэлл захватил судно и вынудил владельца подписать контракт на аренду корабля. В письме к бургомистру Бремена от 3 марта 1568 года Герт Хемелинг писал: "В Шетленде шотландский лорд с сотней мужчин захватил мое судно и - что привело к моей очевидной и невосполнимой потере - выбросил рыбу и другой груз на берег, а затем призывал меня согласиться продать судно, принадлежавшее мне и моим партнерам, или зафрахтовать его на два месяца."

Капитан согласился зафрахтовать судно. Контакт был заключен 15 августа 1567 года в Самбурге (Sumburgh) и предусматривал помесячную оплату аренды в 50 крон, с компенсацией в 1600 крон, если бы корабль не был возвращен.

Хемелинг послал контракт в Бремен 17 сентября 1567 года. Он просил власти Бремена дать ему официальное представление для короля Дании Фредерика II, чтобы последний мог помочь судовладельцу или вернуть корабль, или получить за него сумму компенсации, обещанную Босуэллом.

В то же самое время, как Босуэлл захватил «Пеликан», он приобрел другое ганзейское судно - «Бремен» («Breme») из Гамбурга, более маленький корабль, принадлежавший шкиперу Дэвиду Лодту (David Lodt). Граф поставил на якорь эти два корабля, вместе с двумя его собственными шотландскими судами, в гавани Лервик (Lerwick Harbour, другое название «Bressay Sound»).

Между тем в Шотландии он был обвинен в убийстве лорда Дарнли и объявлен преступником, мятежником и пиратом. Его заклятый враг - лорд Меррей - организовал экспедицию с целью преследования беглеца.

Экспедиция состояла из четырех судов: «Единорог» («Unicorn»), «Джеймс» («James») «Подснежник» («Primrose») и «Роберт» («Robert»). Это были большие суда, имевшие вооружение и дополненные отрядом в 400 солдат. В команде были крупный военачальник Уильям Керколди (William Kirkcaldy of Grange) и Уильям Мюррей (William Murray Tullibardine) - оба вельможи выступили против Босуэлла в битве при Карберри-Хилл. Епископ Адам Босуэлл (не имел родственного отношения к графу Босуэллу) оказывал им поддержку. Керколди писал: "... если я однажды столкнусь с ним (с Босуэллом) на земле или на море, он должен будет отправиться за мной, иначе я принесу его мертвого в Эдинбург."

19 августа 1567 года эскадра судов вышла из Шотландии, наведалась на Оркнейские острова и 25 августа зашла в гавань Лервик, где преследователи графа с удивлением увидели четыре судна Босуэлла, стоявшие на якоре.

Перед лицом этой превосходящей силы Босуэлл был вынужден дать немедленный приказ к отплытию. Одно из судов графа, яростно преследуемое «Единорогом», напоролось на риф, лежавший к востоку от северо-восточной оконечности Мыса Хоукс (Hawks Ness). Судно графа получило лишь царапину, между тем как «Единорог» пострадал серьезнее и начал тонуть. Керколди и епископ Адам Босуэлл едва избежали гибели, команда корабля была подобрана другими судами.

С тех пор этот риф известен как «Скала Единорога».

Обескураженный гибелью «Единорога», шотландский эскадрон бросил преследование, в то время как четыре судна графа продолжили побег и наконец бросили якорь у острова Анст (Unst). Босуэлл тем временем бежал по суше через Йелл (Yell) к Ансту, чтобы там присоединиться к своей морской команде. Он выделил одно из своих судов, на котором был груз в виде драгоценностей и богатой одежды, и послал его в Скалоуэй (Scalloway), в то время - административный центр Шетлендских островов. Команда этого судна впоследствии узнала об аресте Босуэлла и повернула корабль назад. Исчезновение судна и его груза поставило графа в трудное положение, когда он прибыл в Данию.

Однако следует вернуться с событиям, развернувшимся у острова Анст. В то время, как Босуэлл был занят отправкой одного из кораблей в Скеллоуэй, шотландская эскадра вновь появилась у Шетлендских островов и заставила маленький флот графа отступить с боем. Схватка длилась три часа, главная мачта «Пеликана» была простреляна, но шотландской эскадре не удалось одержать победу. Графу Босуэллу с двумя его судами – «Пеликаном» и «Бременом» удалось уйти и продолжить рейс в Данию. Небольшой флот Босуэлла был спасен благодаря возникшему шторму, а также благодаря искусному управлению судами, которым владел низложенный Адмирал Шотландии. Граф продолжал свой побег с отрядом из 140 мужчин.

Израненный флот Босуэлла подошел к берегу в районе острова Кармо (Karmoy), в 80 милях южнее Бергена, и стал швартоваться рядом с дружественным ганзейским судном из Ростока. Они едва успели бросить якорь, прежде чем их остановил датский военный корабль «Медведь» («Bjšrnen»). Капитан корабля Кристиан Ольборг (Christian Aalborg) потребовал от владельцев судов предоставить бумаги, информирующие о происхождении кораблей, цели их прибытия и составе команды. Босуэлл не имел этих документов. Капитан Ольборг попытался установить его личность. Босуэлл, одетый в костюм простого матроса, сказал ему, что является мужем Королевы Шотландской и плывет с командой в Данию, чтобы предложить свои услуги королю Фредерику II. Ольборг не поверил этой информации и сопроводил корабли Босуэлла в Берген, куда они прибыли 2 сентября 1567 года.

В Бергене флот графа оказался не только без документов, но и без команд. Эрик Розенкранц (Erik Rosenkranz), губернатор Бергена, предоставил солдатам Босуэлла судно, чтобы отвести их домой в Шотландию. Бургомистр Бремена направил повторное послание к датскому королю, чтобы гарантировать владельцу «Пеликана» возвращение судна или выплату компенсации за него.

Ответы Фредерика II были учтивыми и примирительными. В письме, датированном 10 апреля 1568 года, он указывает, что он не может действовать торопливо в данном вопросе и что дело будет исследоваться юридически. Эта переписка сохранилась и содержится в архивах Копенгагена и Бремена.

Дело «Пеликана» тянулось несколько лет. Последнее письмо из Бремена, датированное 8 октября 1573 года, не вызывало ответа датского короля. «Пеликан» было сложно вернуть владельцу, ибо Босуэлл к тому моменту уже был пленником, лишенным всех своих средств.

На момент задержки Босуэлла в Бергене оба судна графа стали на якорь в гавани города. Суда требовали ремонта. Что случилось с кораблями в дальнейшем – в точности не известно. Нет никаких свидетельств, подтверждающих, что «Пеликан» когда-либо возвращался к владельцу или что он получил компенсацию за корабль. Однако бумаги из архивов Бергена косвенно свидетельствуют, что два судна графа были отданы в использование ганзейским торговцам.

После задержания граф Босуэлл оказался на попечении губернатора Бремена Эрика Розенкранца. Отношение к графу было доброжелательным, пока не начались трудности. Первая проблема была связана с партнером графа, владельцем корабля «Бремен» Дэвидом Лодтом, который был обвинен в пиратстве немецкими торговцами и заключен в тюрьму.

Второй проблемой стала Анна Трондсен, бывшая невеста и любовница Босуэлла, на которой граф когда-то обещал жениться и чье приданое использовал в своих целях.

Узнав о том, что Босуэлл находися в Дании, Анна обвинила графа в нарушении обязательств и подала на него в суд. Босуэлл попытался подкупить ее, пообещав вознаграждение и подарок в виде судна «Бремен».

Третья проблема была связана с судном «Пеликан». Немецкие торговцы хотели знать, каким образом Босуэлл приобрел корабль, в котором они опознали ганзейское судно из Бремена. Тем временем любые сомнения, которые все еще существовали относительно личности графа, были рассеяны. Босуэлл представил свои документы, которое изначально скрыл, зарыв в куче щебня на одном из судов (наиболее вероятно «Пеликане»).

Одновременно в Данию пришли из Шотландии другие документы, в которых граф был объявлен убийцей и преступником. Власти Бергена поместили Босуэлла на военный корабль и отправили его в Копенгаген.

В Копенгагене Босуэлл стал пешкой в международной политике. Граф Меррей, ставший после низложения Марии Стюарт регентом Шотландии, требовал экстрадиции графа в страну, где он был бы подвергнут суду и несомненно казнен. Меррея активно поддерживала английская сторона в лице Елизаветы I и ее министров.

Одновременно король Франции Карл IX поддерживал Фредерика II в его отказе выдать Босуэлла.

Сам Босуэлл пытался пояснить, какие именно причины привели его в Скандинавию. В письме к Карлу IX от 12 ноября 1568 года, написанном на безупречном французском языке, граф заявляет: "я оставил Шотландию и отбыл в Норвегию-Данию в поисках военной поддержки, чтобы найти достаточное количество морских судов и солдат, возвратить короне Дании и Норвегии острова Оркни и Шетленд и освободить Марию Стюарт из плена."

Какова была реакция короля Фредерика? Он был просителем руки Марии Стюарт после смерти ее первого мужа Франциска II, и был также связан с нею отдаленными родственными узами. Но Фредерик вряд ли хотел начинать войну, защищая интересы Марии. Что же касается предложения Босуэлла о восстановлении Оркнейских и Шетлендских островов, то в этом вопросе король был несомненно заинтригован перспективой. Однако для него стал очевиден факт, что Босуэлл едва ли имел возможность осуществить свое грандиозное предложение. Фредерик предпочел не ввязываться в авантюры и держать опасного пленника «при себе».

Граф был помещен в замок Мальмехус в Мальме (Malmo). Содержание пленника было комфортным. Король предоставил Босуэллу достойные комнаты, деньги, элегантную одежду, приличествующую его титулу.

Однако граф Меррей продолжал требовать выдачи пленника. Он даже зашел так далеко, что добивался организации казни Босуэлла в Дании и хотел доставить его голову в Шотландию. Фредерик формально распорядился назначить судебное разбирательство, но дело не получило продолжения.

Между тем положение Босуэлла ухудшилось. В июне 1573 года он лишился сравнительного комфорта и был переведен из Мальме в мрачную крепость Драгсхольм (Dragsholm), где содержался в жестоких условиях строгого заключения. Гнетущая атмосфера, отчаяние и физические страдания спровоцировали развитие психического расстройства, которое настигло графа в заключении.

Он умер в тюрьме крепости Драгсгольм 14 апреля 1578 года в возрасте 43 лет.

Джеймс Хэпберн, граф Босуэлл, адмирал Шотландии и муж королевы Марии Стюарт, героцог Оркнейский и лорд Шетлендский был похоронен в церкви Фаарвиль (Faarevejle). Ныне там открыт музей, где находятся экспонаты, посвященные знаменитому узнику.

"Прах графа Босуэлла переносят в церковь Фаарвиль": автор Хуго Ларсен, XX в."Прах графа Босуэлла переносят в церковь Фаарвиль": автор Хуго Ларсен, XX в.

Использованные источники: 
При составлении статьи были использованы материалы, опубликованные исследователем Джорджем Хеборном (George Hebborn Web Site)
Рекомендованный дополнительный материал: 
L. A. Barbe «Kirkcaldy of Grange» Edinburgh and London, 1897.
Gore-Browne, Robert «Lord Bothwell and Mary, Queen of Scots», Doubleday, Doran & Co., 1937.
«The Court Book of Shetland», ed. Gordon Donaldson, Edinburgh 1954.
Ap Evans, Humphrey «The Queen's man: James Hepburn, Earl of Bothwell and Duke of Orkney», Frewin Press, 1975.
Frederick Schiern «Life of James Hepburn, Earl of Bothwell» (перевод с датского David Berry, Edinburgh 1880)