«Мария Стюарт» на сцене московского Малого Театра

в разделе

Мария Стюарт – одна из немногих исторических персон, чья посмертная известность неразрывно связана не только с исторической наукой, но и с мировым искусством. Своей «театральной» славой Королева Шотландская обязана Фридриху Шиллеру и его пьесе «Мария Стюарт». Впервые эта драма была поставлена в 1800 году на сцене Веймарского театра. Премьера сопровождалась большим успехом. Произведение Шиллера приняли не только современники, но и потомки, - ныне «Мария Стюарт» является безусловной классикой мирового театрального репертуара. В России успех пьесы связан со сценой московского Малого Театра, который впервые представил эту драму в 1825 году.

Малый театр (Государственный Академический театр России) – старейший театр страны. Его труппа была создана при Московском университете в 1756 году, после указа Императрицы Елизаветы Петровны, ознаменовавшего рождение русской профессиональной сцены. Официально театр открылся в 1824 году. Основу драматической труппы составила актёры сгоревшего в 1805 Петровского театра. На протяжении XVIII – начала XIX веков московская драматическая труппа работала вместе с оперно-балетной. В 1824 году драматические спектакли были перенесены в здание, перестроенное архитектором О. И. Бове из частного дома купца В.В. Варгина на Петровской (ныне Театральной) площади. В последующие годы успех новой сцены был связан с именами выдающихся актеров П.С. Мочалова и М.С. Щепкина, заложивших основы исполнительской школы Малого театра. В первой половине XIX в. на его сцене были поставлены «Горе от ума» А.С. Грибоедова (1831), «Ревизор» (1836), сцены из «Мёртвых душ» (1842), «Женитьба» и «Игроки» (1843) Н.В. Гоголя. С 1853 года основным драматургом театра стал А.Н. Островский. В XIX веке театр называли "вторым Московским университетом", подчёркивая важную воспитательную роль его искусства. В 70-е годы XIX века на сцене театра расцвел талант знаменитой актрисы Марии Ермоловой, блистательно исполнившей роль Марии Стюарт в трагедии Шиллера.

Мария Ермолова в роли Марии СтюартМария Ермолова в роли Марии Стюарт

Мария Николаевна Ермолова родилась в семье суфлёра Малого театра Н. А. Ермолова. Будущая актриса с детства была увлечена сценой. Отец способствовал ее увлечению и дал возможность дебютировать в театре. В 1870 году Ермолова сыграла спектакле «Эмилия Галотти», проявив большой талант. Через год актриса закончила театральное училище и была принята в труппу Малого театра.

В 1873 году Ермолова блистательно сыграла роль Катерины в пьесе «Гроза». Началась эпоха великих ролей актрисы. В 1886 году Ермолова создала образ Королевы Шотландской в пьесе Шиллера «Мария Стюарт». Вот как описывал игру Ермоловой ее современник, актер Юрий Юрьев: "Это было нечто неповторимое по силе экзальтации, огненности сценического темперамента и трагической значительности. Трудно словами передать, что это было за впечатление. Могу лишь засвидетельствовать, что оно было поистине ошеломляющим. Это был как бы образец великого искусства актера, которое, будучи, конечно, только искусством, казалось в этот момент более мощным, чем сама жизнь, чем сама природа. Это была уже даже не сценическая правда, а истина, вершина вершин".

В истории Малого театра успех пьесы Шиллера неразрывно связан с именем Марии Ермоловой. Но знаменитая сцена знала и другую выдающуюся актрису, создавшую на этих подмостках образ Королевы Шотландской. В 1910 году Марию Стюарт сыграла Вера Пашенная.

Вера Пашенная в роли Марии СтюартВера Пашенная в роли Марии Стюарт

Вера Николаевна Пашенная родилась в 1887 в Москве, в семье известного актера Н. П. Рощина-Инсарова. В 1907, окончив Московское театральное училище, Пашенная была зачислена в труппу Малого театра. Там она унаследовала роли Марии Ермоловой, среди которых была и Мария Стюарт. Дебют Пашенной в этой роли в 1910 году не принес актрисе большого успеха, но спустя десятилетие она вернулась к истории Шотландской королевы, сумев создать оригинальный и неповторимый образ. Она стала играть Марию Стюарт как сильную личность, жертвующую собой ради нравственного принципа. Сама актриса так трактовала эту роль: «Мне предстояло решить в роли Марии сложный сценический образ, и решить его, конечно, не путем копирования, а путем смелой пробы своих собственных сил. Плененная шотландская королева Мария гибнет на плахе, осужденная, как изменница, английской королевой Елизаветой, своей сестрой. Величие королевы и обаяние женщины, любящей жизнь и выше всего ценящей свободу, соединяет в себе Мария. Горячая любовь к жизни и неудержимая ненависть к поработительнице сестре, расчет и благоразумие рядом с неукротимым темпераментом, трагедия гордой, вынужденной смириться души, трагедия оскорбленной женщины — все это вмещает в себя многогранный образ Марии».