Вышивки Марии Стюарт

в разделе

Вышивание — рукодельное творчество, состоящее в умении украшать ткани и другие материалы разнообразными узорами. Под вышивкой следует понимать вид декоративно-прикладного искусства, в котором изображение выполняется вручную или посредством вышивальной машины. Рисунок создается при помощи нитей, бисера, жемчуга, драгоценных камней и различной фурнитуры. Вышивка применяется для украшения одежды, предметов быта, для создания самостоятельных декоративных панно.

Искусство вышивания было известно человечеству в глубокой древности и непрерывно развивалось на протяжении многих исторических эпох, достигнув современности. В средние века труд швеи-вышивальщицы далеко не всегда ассоциировался с тяжелой работой, для многих женщин разных сословий вышивание было доступным творческим процессом, который помогал скрасить бегущие минуты и оставить потомкам вещественную память о себе. Возможно, именно об этой памяти думала Шотландская королева Мария Стюарт, проводя за вышивкой долгие годы английского плена. И возможно, именно тогда ее игла вплела в узор рукоделия знаменитую фразу: «в моем конце мое начало».

Мария Стюарт обучилась вышивке еще в юности, при французском дворе. Вероятно, своим умением она была обязана Екатерине Медичи, которая любила изящное рукоделие. Королева Шотландская создавала вышивки на протяжении всей жизни, но наибольшую часть ее работ сохранили для потомков годы английского заключения.

«Catte and Mouse»: Вышивка работы Марии Стюарт, около 1570 года.«Catte and Mouse»: Вышивка работы Марии Стюарт, около 1570 года.«Вдали от мира тускло и монотонно протекала жизнь Марии Стюарт и ее небольшой свиты. Разнообразие вносила разве только погода, которая либо допускала обычные прогулки королевы в саду или по крепостному валу замка, либо делала их невозможными. Большую часть утра Мария Стюарт со своими фрейлинами занималась вышивками, многие из которых сохранились до нашего времени как свидетельство ее неустанного трудолюбия», - писал Вальтер Скотт в романе «Аббат». Автор описывал эпизод, связанный с шотландским пленом Марии Стюарт, когда в течение года королева была заключена на острове Лохливен. Однако этот художественный образ можно отнести и к поздним годам жизни монархини. Создавая вышивки, Мария стремилась не только скоротать бегущее время, но также выразить себя. Применяя язык образа, она говорила о своих политических правах и своей жизненной ситуации: на многих вышивках присутствуют символы власти. Некоторые работы передают образ рыжей кошки, играющей с мышью, - очевидный намек на коварное поведение Елизаветы I по отношению к Марии Стюарт.

Часть вышивок королевы раскрывают религиозные темы, некоторые изображают природу, птиц и животных. Работы способны удивить своими темами и образами. Несомненно, что их создавал человек, обладавший творческими способностями и наделенный художественным вкусом.

«A Pheasant»: Вышивка работы Марии Стюарт, 1570 – 1580 годы.«A Pheasant»: Вышивка работы Марии Стюарт, 1570 – 1580 годы.«A byrd of America»: Вышивка работы Марии Стюарт, 1570 – 1580 годы. Включает монограмму MR (Maria Regina).«A byrd of America»: Вышивка работы Марии Стюарт, 1570 – 1580 годы. Включает монограмму MR (Maria Regina).«Аn eape»: Вышивка работы Марии Стюарт, около 1570 года.«Аn eape»: Вышивка работы Марии Стюарт, около 1570 года.

Использованные источники: 
Margaret Swain, «The needlework of Mary Queen os Scots», Quality Paper by Costume & Fashion Press.